О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров и внедрению международных образовательных программ в профессиональном образовании
В целях обеспечения институциональной целостности и повышения эффективности системы управления в сфере профессионального образования, внедрения международных образовательных программ, а также реформирования системы подготовки конкурентоспособных кадров среднего звена, соответствующих требованиям внутреннего и внешнего рынка труда:
1. Определить основными направлениями совершенствования системы профессионального образования:
оптимизацию типов профессиональных образовательных организаций и внедрение единой системы многоотраслевых учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров по всем уровням профессионального образования;
обеспечение академической самостоятельности профессиональных образовательных организаций и расширение их возможностей по подготовке кадров, соответствующих требованиям отраслей экономики;
внедрение современной системы управления в сфере профессионального образования, широкое привлечение в процесс подготовки кадров среднего звена заинтересованных министерств и ведомств, усиление их сотрудничества с образовательными организациями;
внедрение в учебный процесс профессиональных образовательных организаций международных образовательных программ, обеспечение признания в зарубежных государствах документов об образовании, выдаваемых по завершении обучения;
поэтапную цифровизацию учебных процессов в профессиональных образовательных организациях, внедрение специальной электронной платформы, направленной на повышение качества и эффективности профессионального образования;
обеспечение профессиональных образовательных организаций необходимой учебной литературой, методическими пособиями и цифровыми контентами, оснащение их лабораторий и мастерских самым современным оборудованием;
кардинальное обновление системы оценки навыков и компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций, создание благоприятных условий для активного участия в данном процессе представителей работодателей.
2. Одобрить предложение Проектного офиса «Центр проектов в сфере образования» и Министерства высшего образования, науки и инноваций по оптимизации действующих типов профессиональных образовательных организаций и созданию единой сети техникумов, готовящих кадры по всем уровням профессионального образования.
Установить, что в техникумах:
подготовка кадров организуется в соответствии с требованиями Международной стандартной классификации образования и Национальной системы квалификаций Узбекистана;
налаживается подготовка кадров по программам начального, среднего и среднего специального профессионального образования, а также организуются краткосрочные учебные курсы по квалификациям и компетенциям;
подготовка кадров по программам начального профессионального образования для учащихся, окончивших 9-й класс общей средней образовательной организации, осуществляется на основе государственного гранта, а для других претендентов, имеющих как минимум общее среднее образование, — на платно-контрактной основе;
подготовка кадров по программам среднего и среднего специального профессионального образования осуществляется на основе государственного гранта и платного контракта;
обеспечиваются взаимосвязь и преемственность различных уровней программ профессионального образования и сроки обучения по образовательным программам определяются с учетом ранее освоенных учащимся модулей;
выпускникам программ среднего специального профессионального образования исходя из освоенных ими модулей, накопленных кредитов и среднего значения баллов (GPA), установленного высшей образовательной организацией, разрешается продолжить свое обучение с соответствующего курса бакалавриата;
разрешается организовывать подготовку кадров по уровням образования, по которым ранее не осуществлялось обучение, при наличии необходимого методического и педагогического обеспечения, учебных и лабораторных классов, оборудования для мастерских, практических баз и заказов от работодателей.
3. Утвердить:
Перечень профессиональных образовательных организаций, на базе которых начиная с 1 января 2025 года создаются техникумы, согласно приложению № 1 * ;
Порядок финансирования деятельности техникумов согласно приложению № 2 ;
Перечень профессиональных образовательных организаций, на базе которых организуются дошкольные, школьные и внешкольные образовательные организации, согласно приложению № 3 * .
Возложить на высшие образовательные учреждения, указанные в приложении № 1 * к настоящему Указу, задачи по оказанию учебно-методической помощи, повышению качества образования в прикрепленных к ним техникумах, а также улучшению их материально-технической базы.
Министерству дошкольного и школьного образования (Х. Умарова) совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций (К. Шарипов) создать необходимые условия учащимся профессиональных образовательных организаций, указанных в приложении № 3 * к настоящему Указу, для завершения ими обучения по действующим образовательным программам.
* Приложения №№ 1 , 3 приводятся на узбекском языке.
4. Республиканскому совету по развитию профессиональных квалификаций (А. Арипов) в целях обеспечения взаимной интеграции образования и производства до 1 сентября 2025 года закрепить за техникумами республиканские органы исполнительной власти и хозяйственные объединения в качестве заказчиков кадров и промышленных партнеров согласно приложению № 4 .
Установить, что:
на республиканские органы исполнительной власти и хозяйственные объединения возлагаются задачи по направлению необходимых финансовых ресурсов на развитие техникумов, внедрению международных образовательных программ, организации практических баз для учащихся, подготовке кадров в форме дуального образования, материальному стимулированию руководящих и педагогических кадров и организации для них стажировок;
республиканским органам исполнительной власти и хозяйственным объединениям для реализации возложенных на них в соответствии с настоящим Указом задач предоставляется право направлять внебюджетные и иные не запрещенные законодательством средства на расходы, указанные в приложении № 5 .
5. Определить, что начиная с 2025/2026 учебного года техникумам разрешается:
пересматривать рабочие учебные планы и программы, разработанные в рамках образовательных программ, в том числе интегрировать предметы в соответствии с предложениями заказчиков и в пределах отведенных часов изменять до 30 процентов количество часов, выделенных на дисциплины специальности и общепрофессиональные дисциплины (модули);
по согласованию с Министерством высшего образования, науки и инноваций внедрять с участием ведущих зарубежных образовательных организаций совместные образовательные программы на платно-контрактной основе;
заключать с отечественными и зарубежными работодателями прямые договоры на подготовку кадров и организацию краткосрочных учебных курсов на платно-контрактной основе, самостоятельно определять язык и стоимость обучения данных программ и курсов;
организовывать для граждан различных возрастов и безработных за счет средств Государственного фонда содействия занятости краткосрочные учебные курсы по профессиональному обучению, иностранным языкам и предпринимательству;
безвозмездно использовать центры профессиональных навыков в качестве практических баз.
6. Внедрить следующий порядок подготовки кадров среднего звена в техникумах, в соответствии с которым:
а) параметры государственного заказа по приему на учебу в техникумы утверждаются ежегодно до 1 марта. При этом:
форма вступительных экзаменов в техникумах устанавливается Министерством высшего образования, науки и инноваций по согласованию с заказчиками кадров и промышленными партнерами, указанными в приложении № 4 ;
прием учащихся по форме дуального образования осуществляется напрямую на основе заключенных договоров с работодателями;
б) начиная с 1 января 2025 года:
профессиональные образовательные программы разрабатываются на основе профессиональных стандартов и вводятся в практику после согласования с отраслевыми советами по развитию профессиональных квалификаций, объединениями субъектов предпринимательства, крупными работодателями и ассоциациями;
итоговая оценка выпускников проводится в форме демонстрационных экзаменов с участием экспертов сферы, представителей отраслевых советов по развитию профессиональных квалификаций, оценочных организаций, работодателей, ассоциаций и объединений субъектов предпринимательства;
вводится единый порядок выдачи выпускникам профессиональных образовательных организаций документов государственного образца. При этом лицам, освоившим программы профессионального образования, выдаются дипломы, а выпускникам краткосрочных курсов — сертификаты о приобретении компетенции (квалификации) в зависимости от освоенного модуля соответственно;
в) начиная с 1 января 2026 года потребность в кадрах среднего звена формируется через платформу «Профессиональное образование» Министерства высшего образования, науки и инноваций.
7. Министерству высшего образования, науки и инноваций (К. Шарипов) совместно с Министерством цифровых технологий (Ш. Шерматов) до 1 сентября 2025 года:
разработать и внедрить в практику платформу «Профессиональное образование», а также обеспечить ее интеграцию с системой «Электронное правительство»;
обеспечить всем юридическим и физическим лицам открытый и бесплатный доступ к платформе «Профессиональное образование».
8. Утвердить:
Порядок функционирования платформы «Профессиональное образование» согласно приложению № 6 ;
Порядок формирования потребности в кадрах посредством платформы «Профессиональное образование» согласно приложению № 6.1 .
Возложить на руководителей республиканских и местных органов исполнительной власти персональную ответственность за полное и своевременное внесение необходимой информации в платформу «Профессиональное образование».
9. Одобрить предложение Министерства высшего образования, науки и инноваций и Проектного офиса «Центр проектов в сфере образования» о внедрении начиная с 2025/2026 учебного года международных образовательных программ в техникумах, указанных в приложении № 7 .
Установить, что:
техникумам, указанным в приложении № 7 , предоставляется полная академическая самостоятельность и их деятельность организуется согласно приложению № 8 ;
в техникумах, указанных в приложении № 7 , организуется подготовка кадров по квалификациям согласно приложению № 9 ;
учащимся, прошедшим обучение по международным образовательным программам и успешно сдавшим экзамены, выдается диплом (сертификат) по международным образовательным программам и диплом государственного образца о профессиональном образовании;
расходы на содержание техникумов, указанных в приложении № 7 , покрываются за счет средств, выделяемых из Государственного бюджета Министерству высшего образования, науки и инноваций как распределителю бюджетных средств первого уровня;
Министерству высшего образования, науки и инноваций разрешается привлекать иностранную организацию по внедрению в техникумах международных образовательных программ на основе прямого договора путем отбора наиболее приемлемых предложений.
10. В целях внедрения современных методов управления в систему профессионального образования и обеспечения прозрачности процессов подбора и назначения руководящих кадров техникумов:
а) определить Министерство высшего образования, науки и инноваций ответственным органом за проведение единой государственной политики в системе профессионального образования;
б) перевести техникумы, указанные в приложении № 1 к настоящему Указу, в ведение Министерства высшего образования, науки и инноваций.
При этом определить, что передача земельных участков, зданий и сооружений, а также иных объектов недвижимости техникумов другим предприятиям и организациям осуществляется только на основании соответствующих актов Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров;
в) передать Министерству высшего образования, науки и инноваций полномочие определения по согласованию с Министерством экономики и финансов стоимости обучения на платно-контрактной основе в государственных техникумах;
г) ввести начиная с 1 января 2025 года порядок отбора претендентов на должности директора и заместителя директора техникумов на основе открытого конкурса. При этом установить, что:
конкурс проводится посредством специальной электронной платформы Министерства высшего образования, науки и инноваций;
к проведению конкурса могут привлекаться представители соответствующих отраслей экономики и работодателей;
с директорами и заместителями директоров на основании представленного ими стратегического плана заключаются трехлетние трудовые договоры;
по истечении срока трудовой договор с директорами и заместителями директоров может быть продлен на следующие три года в зависимости от выполнения задач, определенных в стратегическом плане.
11. В целях финансовой поддержки реформ, осуществляемых в системе подготовки кадров среднего звена, создать при Министерстве высшего образования, науки и инноваций Фонд развития профессионального образования (далее — Фонд) без статуса юридического лица.
Утвердить источники формирования и основные направления расходования средств Фонда развития профессионального образования согласно приложению № 10 .
12. С целью обеспечения Фонда начальными финансовыми средствами:
Министерству экономики и финансов (О. Фозилкаримов) до 1 апреля 2025 года направить в Фонд из Государственного бюджета средства в размере 50 миллиардов сумов;
Министерству высшего образования, науки и инноваций (К. Шарипов) до 1 сентября 2025 года направить в Фонд средства в размере 50 миллиардов сумов из части средств Фонда развития высших образовательных учреждений, распределяемых в республиканский бюджет Республики Узбекистан.
13. Утвердить Программу мер по развитию системы профессионального образования на 2025 — 2027 годы согласно приложению № 11 .
14. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 12 .
15. Министерству высшего образования, науки и инноваций (К. Шарипов):
совместно с Министерством экономики и финансов до 1 июля 2025 года представить в Администрацию Президента Республики Узбекистан Программу развития материально-технической базы системы профессионального образования на 2026 — 2030 годы;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
16. Возложить на министра высшего образования, науки и инноваций К.А. Шарипова, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г. Ташкент,
16 октября 2024 г.,
№ УП-158
От новости Министерство
Министерства изучил деятельность Сырдарьинского районного политеха 2025-03-04 14:05:00 / Новости министерства 4 марта Общественный совет при Министерстве высшего образования, науки и инноваций изучил общую деятельность Сырдарьинского районного политехникума, образовательные процессы, успехи преподавателей и студентов, реализацию инфраструктурных и инновационных проектов. Основная цель данного исследования – оценить современное состояние политеха, подготовить предложения по его развитию.
В ходе исследования были проведены индивидуальные интервью с руководством политехникума и преподавателями. В ходе переговоров обсуждались вопросы повышения качества образования, внедрения современных образовательных технологий, модернизации инфраструктуры и развития инновационных проектов. Также было заявлено, что необходимо разработать стратегии повышения уровня сервиса политеха, обеспечения преподавателей профессиональной квалификацией и развития их творческого потенциала.
Данное исследование является важным шагом в дальнейшем развитии политехникума и практики, направленной на обеспечение качественного образования студентов. Данная инициатива имеет большое значение в подготовке высококвалифицированных кадров в стране за счет новых инновационных подходов и технологий в системе образования, адаптации к требованиям современного рынка труда, повышения конкурентоспособности в различных сферах.
По результатам изучения деятельности политехникума будут разработаны предложения и рекомендации по дальнейшей работе, а также составлен план мероприятий, направленных на устранение существующих проблем и установление новых образовательных стандартов.
О Политехникуме
Общественный совет министерства изучил деятельность Сырдарьинского районного политеха 2025-03-04 14:05:00 / Новости министерства 4 марта Общественный совет при Министерстве высшего образования, науки и инноваций изучил общую деятельность Сырдарьинского районного политехникума, образовательные процессы, успехи преподавателей и студентов, реализацию инфраструктурных и инновационных проектов. Основная цель данного исследования – оценить современное состояние политеха, подготовить предложения по его развитию.
В ходе исследования были проведены индивидуальные интервью с руководством политехникума и преподавателями. В ходе переговоров обсуждались вопросы повышения качества образования, внедрения современных образовательных технологий, модернизации инфраструктуры и развития инновационных проектов. Также было заявлено, что необходимо разработать стратегии повышения уровня сервиса политеха, обеспечения преподавателей профессиональной квалификацией и развития их творческого потенциала.
Данное исследование является важным шагом в дальнейшем развитии политехникума и практики, направленной на обеспечение качественного образования студентов. Данная инициатива имеет большое значение в подготовке высококвалифицированных кадров в стране за счет новых инновационных подходов и технологий в системе образования, адаптации к требованиям современного рынка труда, повышения конкурентоспособности в различных сферах.
По результатам изучения деятельности политехникума будут разработаны предложения и рекомендации по дальнейшей работе, а также составлен план мероприятий, направленных на устранение существующих проблем и установление новых образовательных стандартов.